Что такое сажевый фильтр и для чего он нужен - знают все (ну или почти все) у кого стоит эта штуковина...
Покопавшись по разным источникам, и из личных наблюдений делюсь мыслями. Может для кого это и не ново... Но может кому-то поможет.
Так как у меня мотор CR CBAB, то номера групп и цифры относятся именно к этому мотору. На PD, в принципе всё тоже самое, просто цифры и номера групп VAG-COM другие.
При работе мотора образуется (я только про то, что "забивает" сажевый фильтр) - ЗОЛА и САЖА.
-
ЗОЛА, это закоксованное, сгоревшее масло,. с камеры сгорания.
-
САЖА, это несгоревший углеводород, твердые частички.
Зола накапливается в сажевом фильтре с его рождения.
И никуда НЕ уходит и не прожигается. Забивает медленно но уверенно соты сажевого фильтра. Рассчитывается блоком ECU по своему алгоритму.. ( пробег, температура двигателя...и так далее). ИМХО величина зависит от пробега, ну с учетом режимов работы мотора. Типа "приблизительно расчетная".. Может там реально и меньше её... Конкретно, как вычисляется - не нашел точного ответа.
Сажа также накапливается,
но её можно удалять, прожигать (регенерация)
Для расчета кол-ва сажи в сажевом фильтре , для надежности и страховки используются
ДВА независимых канала
1. Расчетное кол-во, рассчитывается математически блоком ECU (по данным датчика кислорода и температуры).
2. Кол-во сажи, вычисленное по забитость фильтра (по противодавлению, датчики давлений до и после+ температура + расход)
Из этих двух величин берется максимальная (для подстраховки) и по ней определяется необходимость регенерации.
Вот для примера окошко 108 группы моего CBAB мотора...
Вложение 57960
1-окно, это ЗОЛА (написано сажа, это ошибка перевода). Это то, что копиться с рождения..
Для CBAB предел - 175 мл. После этого фильтр МЕНЯТЬ ! Ничего другого не предусмотрено.
Для PD моторов, эта величина в гр, и предел 60 гр.
2-окно, это кол-во САЖИ в гр, вычисленное по первому алгоритму (см выше) .... "твердые частицы заданные"... вольный перевод 
3-окно, это кол-во САЖИ в гр, вычисленное по второму алгоритму (см выше) .... "твердые частицы фактические".. так-же вольный перевод.
Для регенерации есть четыре цифры (
пределы), кол-во сажи. 3 из них (1,3 и 4) отображаются, вычисляются в группе
107
Предел 1 (поле 3)
Предел 2
Предел 3 (поле 2)
Предел 4 (поле 1)
Пример 107-й группы.....
Вложение 72447
.. НЕ путать со
108 группой ! В 107-й показаны
предельные значения, а в 108-й -фактические (2 - рассчитанное фактическое и 3 - измеренное фактическое)
Предел 1 (22,5) - это предельный порог необходимости включения автоматической (активной) регенерации.
Когда или во 2-м или в 3-м окне 108 группы (что раньше наступит) кол-во сажи достигает этой величины,
включается активная регенерация. Без всяких лампочек. Просто ECU меняет режим работы мотора..
105-2 ... там могут быть цифры 1.0: 2.0: 3.0: 4.0: 5.0: 6.0: 7.0
1.0 - это регенерация только что пройдена ! Потом растёт до 7.0 и при 7.0 начинается регенерация и в процессе регенерация цифры пошагово спускаются до 1.0 и регенерация заканчивается.
Если это не приводит к снижению кол-ва сажи, то...
Предел 2, при которой высвечивается значёк фильтра
Вложение 96989 - не отображается в группе 107.
При его загорании необходимо выполнить регенерацию в поездке с помощью VAG-COM (VCDS)
Предел 3 (39,9) - это предельная граница заполнения фильтра сажей, при которой (загорается значёк фильтра + спиралька + чек энджн)
Вложение 96559 возможна ТОЛЬКО сервисная регенерация на месте через VAG-COM (VCDS). Необходимо СРОЧНО выполнить сервисную (аварийную) регенерацию на месте !!
Предел 4 (42,3) - это предельная граница заполнения фильтра сажей, при которой
блокируется сервисная (аварийная) регенерация... ВСЁ, баста, приплыли !! Нельзя НИЧЕГО делать, забит настолько, что уже только ЗАМЕНА !! И ездить НЕЛЬЗЯ ! Возможен перегрев сажевого (ECU то будет пытаться разогреть его, а там все забито) и Не дай Бог, пожар! !
Также , если даже НЕ достигалась величина (предел 1) гр, через 750-1400 км все равно запустится активная регенерация.. Для подстраховки (....у меня запускается в таком случае через 1400 км)
P.S Для PD моторов цифры другие наверное, да и группы VAG-COM-а. Да и вроде параметры немного другие. там есть процент забитости фильтра...
Я привел цифры для CR мотора CBAB.
Про удаление сажевого, перепрошивке - это другая тема.